Что мешает Владивосток признать культурной столицей, рассказали в Приморье

За 4 года проведения Восточно-экономического форума во
Владивостоке, в прошлом году была введена культурная секция. Директор
Приморской картинной галереи Алена Доценко рассказала об особой роли культуры в понимании общества, мерах
поддержки этой сферы со стороны государства, а также затронула вопрос — можно
ли сегодня назвать Владивосток культурной столицей Азиатско-Тихоокеанского
региона

Скажите, как возникла
идея создать выставку, посвященную Карлу Брюллову и кто был главным инициатором
такого масштабного проекта?

31 августа этого года в Приморской краевой картинной галереи
мы открыли выставку «Великий Карл», посвященную именитому русскому
художнику Карлу Брюллову в собрании работ Русского музея. Надо сказать, что рождение
этого проекта появилось во время Восточно-Экономического форума 2017 года,
когда Владивосток посетил генеральный директор Русского музея Владимир Гусев,
который был одним из модераторов в секции культуры. Мы обсуждали вопросы, как
будет действовать филиал Русского музея. Пришли к пониманию, что необходимо
строить музейный комплекс, но как он будет функционировать и какова будет
основная концепция — пока не определились. Но, так или иначе, движение в этом
направлении есть и его надо сформировать так, чтобы оно было полезно для всех.

В ходе беседы с Владимиром Гусевым было предложено сделать
выставку Карла Брюллова — художника с мировым именем, работы которого
представлены во многих музейных собраниях за рубежом. Мы целый год работали над
этим проектом и наши пожелания были услышаны,. В итоге, принято решение о том,
чтобы привезти во Владивосток «визитные карточки» художника — его автопортреты
— эскизы к «Последнему дню Помпеи», работы «Девушка, собирающая виноград в
окрестностях Неаполя» и «Вирсавия». Отдельным блоком будут представлены
графические произведения автора.

Так или иначе, доверительное взаимоотношение между Приморской
картинной галереей и Русским музеем, сформировалось на протяжении многих лет,
благодаря таким крупным проектам, как «Городской Романс», выставка одного
шедевра «Март Левитана», проект «Айвазовский», с успехом прошедшие в крае.
«Великий Карл» — это грядущий проект, на который мы возлагаем большие надежды.

Меняется ли
восприятие работ известных художников у гостей, посещающих приморские выставки?

Когда человек пробегает в череде залов той же
Государственной Третьяковской галереи или Эрмитажа, то не замечает те картины,
на которые он обращает внимание в региональных галереях, которые, естественно
уступают по масштабности столичным. А когда перед тобой в зале стоит один
памятник, на котором сконцентрировано все внимание, и говорится о его
уникальности, то, конечно, процесс погружения в работу автора происходит на
более глубоком уровне. Например, посетительница галереи, увидев, что в авангарде
одного из наших проектов стоит «Девушка, собирающая виноград в окрестностях
Неаполя», рассказала о том, что изображение с этого полотна знакомо ей с самого
детства из-за его вездесущей печати на открытках и фотоальбомах Советское
времени. И то, что ей удалось наблюдать подлинник картины у нас во
Владивостоке, оставило девушку в ярких эмоциях.

Я хочу сказать, что нет ничего ценнее, чем общение с
оригиналом работы, потому что только прикосновение к подлинному произведению
искусства вызывает весь спектр богатых ощущений, переживаний и чувств. Только
так можно открыть для себя художника. Никакая бумажная или цифровая копия
самого высокого качества не передаст те эмоции, которые испытываешь при
просмотре оригинала.

Какова роль
культурного пласта в Приморье сегодня?

Очень важно, что впервые за все время проведения ВЭФ во
Владивостоке, в прошлом году была введена культурная секция. Культура — одна из
главных сфер любого мероприятия, ее нельзя оставлять в стороне, она должна
вместе с другими направлениями идти в авангарде, ведь это такая же
стратегическая область наравне с экономикой, политикой, финансами. С помощью
культуры решаются очень многие проблемы современного общества.

Какую поддержку Приморской картинной галерее оказывают
партнеры из федеральных музеев. Помогают ли они выстраивать партнерские
взаимоотношения со спонсорами, волонтерскими и общественными движениями?

К сожалению, эта работа пока выглядит точечно — в отличие от
целых отделов, которые занимаются партнерскими переговорами в музеях федерального
значения, у нас этим занимаюсь в основном, я, как директор галереи, и несколько
моих заместителей. По-хорошему, необходимо наделить такой работой нескольких
человек, которые бы курировали только вопросы коммуникации между объектами
культуры, но пока мы себе этого позволить не можем. С другой стороны, мы
перенимаем опыт других музеев, которые открыты для общения.

Какие меры поддержки
сегодня осуществляются в сторону объектов и мероприятий культуры? И достаточно
ли только озаботится проблемами финансирования этой сферы?

Не все упирается в деньги, конечно. Например, кадровые
проблемы и недоступность многих выставок для жителей отдаленных районов края
вызывает вопросы. Мы понимаем, что не можем в деревню привезти Айвазовского, но
в этом случае, нужно привезти всех желающих на эти выставки во Владивосток —
организовать автобус для школьников и пенсионеров, например. Нехватка
специалистов музееведения на Дальнем Востоке, тоже осложняет нашу работу.
Финансирование — это прекрасно, но это сиюминутные мероприятия, а должна быть
поступательная политика роста образования и культуры. Нужно стремиться к тому,
чтобы люди не уезжали отсюда в поисках городов с более развитой культурой.
Ситуация будет меняться в лучшую сторону, если организовывать фестивали, масштабные
тематические выставки и экспозиции.

Как вам кажется,
существует ли в регионе культурная политика?

Не так давно на встрече с врио губернатора Олегом Кожемяко
был поднят вопрос о формировании именно культурной политики региона. Мы будем
надеяться, что все те, кто старается изменить в своих сферах деятельности общие
представления о культуре, продолжат заниматься этим делом. Часто приходится
слышать слова о том, что Владивосток — это культурная столица
Азиатско-Тихоокеанского региона. Красивые слова, конечно, но нам нужно многое
сделать, чтобы добиться этого статуса — для начала необходимо сформировать
стратегическую политику региона.

Именно во Владивосток было предложено запустить ряд крупных
федеральных музейных комплексов — филиал «Спутника» Эрмитажа, Третьяковской
галереи, Русского Музея и Музея Востока. Целый пул важных
культурно-исторических комплексов должен появиться здесь. Без сомнений, городу
и его жителям несказанно повезло, но теперь все объекты нужно проектировать и
начинать их строительство.

Какие события должны
произойти, чтобы Владивосток можно было назвать культурной столицей Азии?

Если мы говорим о культуре, то затрагиваем те события,
которые происходят в регионе и являются его «визитной карточкой». Когда
мероприятия, на которые наши чиновники выделяют деньги, будут вызывать у них
чувство гордости за собственный край, тогда можно действительно говорить о том,
что Владивосток — культурная столица. Предоставление жилья, нормальных
человеческих условий для работы, привлечение молодых специалистов хорошим
уровнем зарплаты — вот к чему нужно стремиться. Без этого статус города пока не
позволяет называть его культурной столицей.

Максим Низкодубов

Источник: deita.ru

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.