Как сделать поход в музей интересным

Для кого-то посещение музеев, картинных галерей и выставок
является современной модой, для кото-то – поводом обогатиться в
интеллектуальном плане. Чем руководствуется взрослый при посещении музея —
пусть останется на его совести, а вот что ответить ребенку на вопрос: «Мама,
что я здесь забыл?». Об этом и не только расскажет корреспондент DEITA.RU.

Сегодня музеи и галереи предлагают родителям целый спектр
услуг: экскурсии, квесты, лекции, мастер-классы, адаптированные для детей,
могут завлечь ребенка в мир истории и искусства. Но надо не забывать, что это
не повод для родителя «скинуть» бремя воспитания с плеч «на пару часиков», а
возможность самому узнать что-то новое и обогатиться.

«Для начала нужно ответить на вопрос, а зачем здесь мама,
— говорит Ольга Бурасова, создатель и главный куратор Цента Современной
Культуры «Хлебозавод», — потребление культурного продукта, это тоже работа,
причем непростая и требующая интеллектуальных усилий. Прежде чем приходить с
ребенком в учреждение культуры, родителям необходимо ответить на вопрос: «Для
чего мне это?». Дети хорошо чувствуют настроение взрослых и копируют его очень
точно. У современных институций много механизмов и способов для работы с
посетителями самых разных возрастов, но ничего из этого не работает, если
родители приходят в музей для того, чтобы сделать селфи».

Интерес к музейно-выставочной культуре у детей формируют
родители, разве будет ребенок любить музеи, если родитель их не любит и там не
появляется. Политика принуждения здесь работать не может. Дети любят
«отзеркаливать», если родитель много читает и его жизнь наполнена книгами, то и
ребенок начинает волей, не волей интересоваться, почему мама или папа так любит
читать? Так же обстоят дела с музеями.

«Все зависит от возраста ребенка, —   говорит
Ольга Ильченко, руководитель пресс-службы Приморского государственного музея
имени В.К. Арсеньева,  —  если речь идет о возрастной группе 4-7 лет,
то важно предварительно сформировать интерес к музею. Не ждать, что он
возникнет сам по себе, так, увы, не бывает. Стоит на простом языке объяснить,
почему это важно, что там можно будет увидеть».

Никто не будет спорить с тем, что музеи являются
замечательными помощниками в вопросе расширения кругозора ребенка. Однако, по
словам Ольги Ильченко, представление о том, что может быть интересно малышу,
взрослые строят на своих интересах и представлениях. Не лучше ли вести ребенка
туда, где ему будет действительно любопытно?

«Нужно учитывать интересы ребенка, его природные склонности
и таланты, — говорит Ольга Ильченко, руководитель пресс-службы Приморского
государственного музея имени В.К. Арсеньева, — очень часто
родители стремятся выбрать такой Музей, который должен ошеломить и
показать всё самое-самое — то есть, повести его в самый большой и красивый
музей, к которому он еще просто не готов. Один из наиболее удачных способов
знакомства с экспонатами – это дать ребенку право самому выбирать интересные
экспонаты. При этом, возможно, впечатление от музея останется довольно ярким,
но так трудно предугадать, что заинтересует вашего ребёнка, ведь ему надо
помочь включится в диалог с музейным экспонатом».

У многих родителей существуют свои «приемы» повышения уровня
интереса ребенка. Так, экскурсовод Приморского Океанариума считает, что поход в
музей для ребёнка запомнится и будет увлекательным тогда, когда родители будут
увлекать в процесс и самого ребёнка: спрашивать, что он считает, почему зверь
такой, а не с крыльями, почему медведь белый, а пингвины не летают, а не просто
прогуливаться в музейном пространстве. 

«У меня есть младший брат,  —   рассказывает
Анастасия Бутовская, любящая сестра,  —  я считаю, что если ты идешь
в музей ничего не зная о выставке или экспонатах, которые там находятся, ты
ничего не сможешь рассказать своему ребенку. В этом случае без помощи
экскурсовода не обойтись. Если же вы знаете, что ждать от залов того или иного
музея, введите в свой рассказа какого-то персонажа, героя, который будет
путешествовать в вашем рассказе вместе с вами и ребенком».

Также Анастасия советует уточнять в музеях города о наличие
детских карт, часто такие имеются и помогают родителям в доступной форме
разъяснить ребенку многие составляющие выставочных залов.

«Могу рассказать это на нашем
примере, — продолжает Ольга Бурасова, создатель и главный куратор
Цента Современной Культуры «Хлебозавод», — в наших выставках мы делаем
детские и взрослые путеводители, детские — обращены больше на чувственное
познание, взрослые- на определенный жизненный и интеллектуальный опыт».

«Мне кажется, сам по себе поход в музей не может быть не
интересен, особенно, если поход туда осознанный, — считает Дарья Березовская,
специалист отдела экологического оповещения научно-образовательного
комплекса «Приморский океанариум» Дальневосточного отделения Российской
академии наук, — у всех музеев своя специфика, но в наше время детям
интересно, когда музей тактилен и интерактивен. Это еще один момент, который
привлекает подрастающее поколение».

По словам Дарьи Березовской, сегодня в музеях возможно
учиться: физика, русский язык, биология, география и другие предметы. Любое
музейное пространство можно взять на вооружение для неформального образования.
Например, океанариум предоставляет сегодня целый спектр учебных занятий, на
которые можно прийти всем классом, предварительно оставив заявку.

«При проведении детских мастер-классов, мы не допускаем
участия родителя, — продолжает Ольга Бурасова, создатель и главный куратор
Цента Современной Культуры «Хлебозавод», — да, они могут заглянуть и
посмотреть, чем занимается ребенок, но участвовать и «улучшать» работу ребенка
— категорически нет. Наверняка вы сами не раз видели, когда при мастер-классах
родители отодвигают ребенка на второй план и сами самозабвенно начинают
работать».

Специалисты Приморского государственного музея имени В.К.
Арсеньева советуют родителям разработать сразу два варианта посещения:
программу-минимум, например, посмотреть определённую экспозицию, и
программу-максимум – это то, что вы можете посмотреть дополнительно, если у вас
останутся время и силы.

«Важно запланировать первый поход в музей так, чтобы он
длился не слишком долго, — говорит Ольга Ильченко, руководитель пресс-службы
Приморского государственного музея имени В.К. Арсеньева, — Дело в
том, что ребенку очень трудно длительное время удерживать внимание на истории,
рассказе, осмотре. Если ребенок идёт по залам музея через силу, у него устали
ножки, ему уже не хочется ни на что смотреть, а экскурсия всё не заканчивается
– ребёнку вряд ли захочется ещё раз посетить этот или другой музей. Можно
ограничить посещение 30-40 минутами и небольшим количеством рассматриваемых
экспонатов».

Не пытайтесь показать всё и сразу, так советуют специалисты.
Лучше, если ребёнок захочет вернуться в музей ещё раз. Посещение одного музея
лучше разбить на несколько путешествий. Перед походом в музей запланируйте,
какие конкретно экспонаты вы будете рассматривать. В первый раз достаточно
будет 1-2 зала с предметами, или 2-3 картин. Выбрав, что конкретно Вы хотите
показать ребёнку, Вы сможете дома подготовиться – рассмотреть картинки,
прочитать рассказ по теме посещения и сделать этот день для чада насыщенным,
любопытным и совсем не скучным.

Александра Чистик

Источник: deita.ru

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.