«Грязная» нефть — подорванная репутация

МОСКВА, 30 апр — ПРАЙМ, Андрей Карабьянц. Загрязнение нефти в экспортном трубопроводе «Дружба» стало серьезным ударом по репутации России как надежного поставщика сырья за рубеж. Некачественная нефть не повредила оборудование белорусских НПЗ, но привела к сокращению производства, за что Минск требует компенсацию. Ведутся расследование и поиски виновного в загрязнении нефти, поставляемой за рубеж. «Транснефть», как оператор магистральных трубопроводов, должна обеспечить надлежащий контроль за сырьем, поставляемым нефтедобывающими компаниями. 

Представитель вице-премьера РФ и куратора ТЭК Дмитрия Козака Илья Джус сообщил, что соответствующая требованиям ЕАЭС нефть достигла 29 апреля линейной производственно-диспетчерской станции (ЛПДС) «Унеча» вблизи российско-белорусской границы. Концерн «Белнефтехим» на следующий день подтвердил, что соответствующая стандартам нефть движется от ЛПДС «Унеча» к белорусской границе, но поступление на Мозырский НПЗ ожидается не ранее 4 мая.

МНОГО ШУМА ИЗ-ЗА ЧЕГО?

19 апреля «Белнефтехим» сообщил о прокачке по трубопроводу «Дружба» загрязненной нефти. Позже российская «Транснефть» подтвердила попадание хлоорганических соединений в экспортный нефтяной поток и сообщила, что источник загрязнения находится на участке Самара-Унеча. В связи с этим в прошлую пятницу в Минске состоялась встреча операторов нефтепровода «Дружба» из России, Белоруссии, Польши и Украины, в которой приняли участие представители Минэнерго РФ, «Белнефтехима», а также РЖД.

«Белнефтехим»: Полное восстановление работы «Дружбы» потребует нескольких месяцев  

По словам представителей «Белнефтехима», специалисты «Гомельтранснефть Дружба» и «Полоцктранснефть Дружба» – операторы белорусских участков экспортного трубопровода «Дружба» – принимают все необходимые меры для скорейшего получения «чистой» нефти с ЛПДС Унеча. 

Агентство Белта особо подчеркивает, что в трубопроводе «Дружба» на белорусской стороне продолжает находиться загрязненная нефть с повышенным содержанием хлорорганических соединений, но не сообщает об их концентрации. Ранее агентство заявило, что в белорусских хранилищах находится миллион тонн «отравленной» нефти из России. 

Из-за отсутствия качественного сырья производственные мощности двух белорусских НПЗ, в Мозыре и Новополоцке, загружены не полностью. 

«Концерном и организациями введется ежедневный учет недополученных доходов из-за снижения загрузки НПЗ, приостановки экспорта нефтепродуктов, ремонта оборудования и других мер, принятых из-за поставки некачественной нефти. Ведется также оценка ненадлежащего исполнения российскими контрагентами договорных обязательств». – заявляют в «Белнефтехиме». 

Белорусская сторона оценивает ущерб от поставок некачественной нефти из России в $100 млн. 

Следует отметить, что инцидент с попаданием хлорорганики в экспортный нефтяной поток произошел во время очередного обострения «сотрудничества» между Москвой и Минском в экономической области. 

Ряд экспертов и представители «Транснефти» даже выдвигают версии об умышленном загрязнении экспортной нефти в трубопроводе «Дружба» с целью нанесения ущерба экономике России, подрыва доверия к стране как надежному поставщику энергоносителей в Европу. Несмотря на снижение зависимости от экспорта энергоносителей, в прошлом году на нефть и газ приходилось около 20% российского ВВП, 45% доходов федерального бюджета и почти 60% валютной выручки от продажи товаров за рубежом.

Владимир Путин и Александр Лукашенко во время посещения Китая в рамках форума «Один пояс, один путь» обсуждали проблему загрязнения нефти в трубопроводе «Дружба». Российский президент заявил о необходимости проведения тщательного расследования причин загрязнения нефти РФ, поставляемой в Белоруссию и далее в восточноевропейские страны. 

ВСЕМУ ВИНОЙ ДИХЛОРЭТАН

Специалистами установлено, что хлоорганическим веществом, попавшим в «Дружбу», является дихлорэтан, используемый для повышения продуктивности нефтяных пластов. Дихлорэтан – хороший растворитель, поэтому применяется для удаления парафиновых отложений в трубопроводах и оборудовании для перекачки нефти. Однако в настоящее время нефтяники этот реагент применяют крайне редко. Для удаления отложений парафинов в скважинах существует экологически чистая современная технология – обработка горячей нефтью. 

«Транснефть» из-за проблем на «Дружбе» в мае отправит по ж/д 100 тыс т нефти

При попадании в технологические установки на НПЗ хлорорганические соединения образуют хлористый водород, водный раствор которого становится соляной кислотой. Соляная кислота является сильнейшим коррозионным агентом и может повредить оборудование НПЗ. Кроме того, соляная кислота, вступая во взаимодействие с находящимися в нефти азотными соединениями, образует хлористый аммоний. Отложения хлористого аммония забивают оборудование и способствуют его изнашиванию. 

Однако серьезные повреждения нефтеперерабатывающему оборудованию могут быть нанесены, если оно подвергалось воздействию соляной кислоты и хлористого аммония в течение продолжительного времени. 

УДАР ПО РЕПУТАЦИИ

Белорусская сторона быстро отреагировала на загрязнение российской нефти хлорорганическими соединениями. Новополоцкий НПЗ сразу перешел на защитный режим и не допустил попадания «грязной» нефти в технологическое оборудование. На Мозырском НПЗ по неизвестным причинам этого сделано не было. Хлорорганика попала в установки первичной и вторичной переработки нефти завода, но серьезно повредить их не могла – слишком короткий срок негативного воздействия. Возможно произошло «отравление» катализатора на установках реформинга и изомеризации, но это дело поправимое.  

Из-за отсутствия качественного сырья Мозырский и Новополоцкий НПЗ вынуждены сократить производство. «Белнефтехим» сначала объявил о приостановке экспорта нефтепродуктов в соседние страны, но поставки возобновились через четыре дня. Начало поставок подтверждают украинские трейдеры – основные потребители белорусских нефтепродуктов. Заметного сокращения экспорта из Белоруссии на Украину в апреле не произошло.

Из-за попадания загрязненной нефти в «Дружбу» сократился экспорт российской нефти в соседние страны. Кроме Белоруссии по «Дружбе» поставки осуществляются в Польшу, Словакию, Чехию, Венгрию и Германию. Приостановка экспорта – серьезный удар по репутации России как надежного поставщика энергоносителей на мировой рынок. Это – самый большой урон, несопоставимый с ущербом от возможного вреда, нанесенного белорусским НПЗ. 

ПРЕСТУПНАЯ ХАЛАТНОСТЬ

До сих пор остается неизвестным, кто «отравил» российскую экспортную нефть.  

Советник президента «Транснефти» Игорь Демин заявил, что загрязнение нефти в «Дружбе» было умышленным действием, а «вброс хлорорганических соединений осуществлялся через узел учета, принадлежащий частной структуре «Самаратранснефть-терминал». По словам Демина, эта структура осуществляет прием и анализ качества нефти от малых компаний, ведущих добычу в Самарской области. 

Однако глава «Самаратранснефть-терминал» Антон Томилов официально сообщил, что компания не имеет никакого отношения к загрязнению нефти в «Дружбе», поскольку является нефтеперерабатывающим предприятием, а терминал, используемый в качестве пункта учета и приемки нефти, был продал в 2017 году предприятию «Нефтеперевалка». Более того, Томилов заявил о готовности обратиться в суд с иском против «Транснефти». 

Не важно, кто является владельцем терминала, через который загрязненная нефть попала в «Дружбу». «Транснефть» должна обеспечивать надлежащий контроль качества при приеме нефти, поступающей в систему магистральных трубопроводов. «Транснефть» является монопольным оператором всех магистральных трубопроводов в России и отвечает за соблюдение качества сырья, сдаваемого нефтедобывающими компаниями – не важно — крупными, средними или малыми. 

Ряд экспертов высказывают другую версию попадания хлорорганики в экспортный поток. Дихлорэтан был использован для очистки емкостей и оборудования «Транснефти» от парафиновых отложений. После проведения работ промывка емкостей и оборудования должным образом проведена не была, оставшийся реагент смешался с нефтью и попал систему магистральных трубопроводов. Контроль за проведением подобных работ также должны осуществлять сотрудники «Транснефти».

Источник: 1prime.ru

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.